ОВЗ_Рабочая программа при работе с детьми ОВЗ 2017-2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

Рабочая программа при работе с детьми ОВЗ 2017-2018

 

Рабочая программа при работе с детьми ОВЗ 2017-2018

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться все больше детей испытывающих трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть грубая педагогическая запущенность, задержка психического развития (ЗПР), двуязычие в семье. С проблемами педагогической запущенности и двуязычием в семье  обычно работают школьный психолог и логопед, то дети с ЗПР  нуждаются в специалисте-дефектологе. Но, поскольку специалиста-дефектолога в общеобразовательной школе нет, то школьный психолог является одним из координаторов развивающее-коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Программа развивающе-коррекционной работы в соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Развивающе-коррекционная программа педагога-психолога строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у обучающихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ОВЗ может существенно повысить возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.

Категории детей с педагогической запущенностью, задержкой психического развития – это дети, которым присвоен статус ОВЗ. Известно всем, что  дети имеют нарушения в мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях (Т.В. Егоровой, З.И. Калмыковой,И.А. Коробейникова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Менчинской и др.) отмечаются поверхность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности.

Как правило, у детей к началу школьного обучения оказываются не сформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Такие дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.

Особенностью работы психолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов мыслительной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих образовательные потребности  детей. Данной программой предусматривается  постепенный переход мыслительной деятельности обучающихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитываются индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь взрослого.

Направления работы

 

Программа развивающе-коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают ее основное содержание:

1.    Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

2.    Развивающе-коррекционная работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

3.    Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

4.    Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Этапы реализации программы

1.    Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

2.    Этап планирования организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

3.    Этап диагностики развивающе-коррекционной образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

4.    Этап регуляции и корректировки.

Механизм реализации программы

Механизмом реализации развивающе-коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

·      Комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

·      Многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

·      Составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекция отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения являются психолого-медико-педагогический консилиум и служба комплексного сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям).

Задачи, решаемые на развивающе-коррекционных занятиях

·         Создание условий для развития сохранных функций

·         Формирование положительной мотивации к обучению

·         Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения

·         Коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности

·         Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов развивающе-коррекционного обучения.

1.                 Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

2.                 Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом). Реализация развивающе-коррекционной программы требует от педагога постоянного контроля динамики изменения личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в развивающе-коррекционную работу.

3.                 Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

4.                 Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

5.                 Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

6.                 Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у обучающихся  развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

7.                 Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Индивидуальные развивающе-коррекционные занятия проводятся во внеурочное время.  Длительность занятия от 25 до 45 мин. Количество занятий в неделю для разных детей может отличаться (от 1-го до 2-х раз в неделю), так как программа является индивидуально-ориентированной.  Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей. Задания предусматривают различную степень сложности, различаются разнообразием, в значительной степени подобраны так, чтобы ребенок мог закрепить изученный материал. Использование программы предполагает большую гибкость, т.к. время освоения содержания каждого блока индивидуально, и зависит от совокупности причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Программа для обучающихся с ТНР, вариант 5.1 рассчитана на развитие ВПФ, навыков самоконтроля, пространственных представлений, навыков саморегуляции. Программа для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.1,  рассчитана на развитие пространственных представлений как основы когнитивного компонента деятельности, коррекции дефицитарных функций (памяти, внимания, основных мыслительных операций и навыков, личностное развитие ребенка). Формирование системы ценностных установок, ориентаций, мотивационно-потребностной сферы. Программа для обучающихся  с задержкой психического развития, вариант 7.2 рассчитана на развитие и коррекции дефицитарных функций (памяти, внимания, основных мыслительных операций и навыков, регулятивных навыков). Помощь в формировании отношений со сверстниками и взрослыми, способов и приемов взаимодействия. Следовательно, перечень тем и упражнений вправе изменяться по усмотрению.

Структура занятий

1.      Организационный момент (2 мин)

2.      Проверка домашнего задания (3 мин)

3.      Повторение пройденного материала на предыдущем занятии (5 мин)

4.      Основная часть. Включает 4-6 направлений развивающе-коррекционных занятий (см.  программу) специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребенка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе проводятся следующие виды работы:

·         Сообщение новых знаний

·         Закрепление полученных знаний (25 мин)

5.      Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости т работоспособности ребенка. Она включает:

·         Гимнастика для глаз

·         Гимнастика для пальцев рук

·         Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности (5-7 мин)

6.      Домашнее задание. Объяснение и разбор домашнего задания (3-5 мин)

7.      Рефлексия.

Детей, нуждающихся в работе с психологом по рекомендации и  присвоенным статусом ОВЗ,  осуществляет ТПМПК.

Учет индивидуальных занятий осуществляется в журнале.

 

Оценка результатов развивающе-коррекционной работы

производится по результатам итогового обследования обучающихся с занесением данных в лист динамического наблюдения. По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.

Дети, успешно, справляющиеся с программой, имеющие положительную динамику могут быть освобождены от занятий по рекомендации ТПМПК.

 

Содержание тем коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ 7-9 лет

 

Наименование проводимой работы

Упражнения

Кол-во часов

Примечание

 

1.        

Развитие внимания, памяти, воображения, умения самостоятельно работать в тетради, умение контролировать и оценивать свою работу.

Упражнение на внимание «Вычеркни фигурки»

Упражнение «Найди и раскрась»

Упражнение «Нарисуй предметы»

Упражнение на развитие зрительной памяти «Запомни и нарисуй»

Упражнение «Подумай и нарисуй»

Упражнение на развитие слухового внимания «Подумай и ответь»

Упражнение «Раскрась»

Упражнение «Нарисуй по точкам»

 

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

2.

Развитие внимания, мышления, воображения, расширение словарного запаса. Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук)

Разминка.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Упражнение на развитие творческого воображения

Упражнение на развитие логического мышления

Упражнение на внимание «Дорисуй»

Упражнение « Найди путь»

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

3.

Развитие внимания, памяти, логического мышления (находить закономерности, умения анализировать, выделять главное), творческого воображения

Разминка.

Упражнение «Дорисуй»

Упражнение на внимание «Обведи и зачеркни»

Упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Найди фигуру»

Упражнение «Найди и вычеркни»

Упражнение «Нарисуй одновременно»

Упражнение «Угадай»

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

4.

Развитие внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления, речи.

Разминка.

Упражнение « Раскрась»

Упражнение « Соедини фигуры»

Упражнение «Нарисуй»

Упражнение «Прочитай слова»

Упражнение «Восстанови записку»

Упражнение «Составь слово»

Упражнение «Реши задачку»

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

5.

Развитие творческого воображения, логического мышления, внимания, памяти, умения ориентироваться на бумаге в клетку, умения контролировать и оценивать свою работу

Разминка

Упражнение «Запомни и зарисуй»

Упражнение «Нарисуй по памяти»

Упражнение « Помоги художнику»

 

Упражнение «Назови деталь»

Упражнение «Обведи буквы»

Упражнение «Догадайся»

Упражнение «Реши кроссворд»

Графический диктант»

Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

6.

Развитие логического мышления, связной речи. Тренировка внимания и зрительной памяти.

Разминка

Упражнение «Нарисуй недостающий флажок»

Упражнение «Заполни пустой квадрат»

Упражнение « Будь внимателен»

Упражнение «Дорисуй фигуру»

Упражнение «Выполни штриховку»

Упражнение «Продолжи ряд»

Упражнение « Составь слова»

Упражнение «Преврати слово»

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

7.

Развитие мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное), воображения, развитие сенсорной сферы

Разминка

Упражнение «Пофантазируй»

Упражнение «Незаконченные рисунки»

Упражнение «Узнай буквы»

Упражнение «Дорисуй»

Упражнение «Догадайся»

Упражнение «Найди»

Упражнение «Сосчитай»

Упражнение «Нарисуй по точкам»

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

8.

Развитие вербально-логического мышления, внимания, творческого воображения

Разминка

Упражнение «Найди лишний предмет и раскрась»

Упражнение  «Подумай»

Упражнение «Зачеркни одну букву – получи новое слово»

Упражнение «Раскрась»

Графический диктант

Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

9.

Развитие внимания, логического мышления, воображения

Разминка

Упражнение «Назови, где кончается линия»

Упражнение «Определи, какие буквы соответствуют цифрам»

Упражнение «Заполни пустые фигуры»

Упражнение «Найди изображения»

Упражнение «Дорисуй»

Упражнение «Напиши полученное слово»

Упражнение «Расшифруй слова»

Графический диктант

Рефлексия

 

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

10.

Развитие логического мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное). Развитие внимания, воображения, развитие сенсорной сферы

Разминка

Упражнение «Дорисуй недостающее»

Упражнение «Рассмотри картинки и нарисуй»

Упражнение «Найди дорогу»

Упражнение «Выполни по образцу»

Упражнение « Найди преступника по описанию»

Упражнение « Заполни клеточки»

Упражнение «Определи»

Упражнение «Нарисуй одновременно»

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

11.

Развитие вербально-логического мышления, внимания, воображения, умения анализировать.

Разминка

 Упражнение «Раскрась»

Упражнение «Заполни пустые фигуры»

Упражнение «Помоги рыбке»

Упражнение «Попробуй прочитать»

Упражнение «Найди общее и различное»

Упражнение «Найди слова в цепочках»

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

12.

Развитие воображения, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, сенсорной сферы. Развитие сообразительности и чувства юмора

Разминка

Упражнение «Запомни и нарисуй»

Упражнение «Запомни и ответь на вопросы»

Упражнение « Найди и раскрась»

Упражнение «Замени букву и получи новое слово»

Упражнение « Помоги найти дорогу»

Графический диктант

Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

13.

Развитие вербально—логического мышления, умения выделять главное, находить подходящее, анализировать. Развитие творческого воображения, сенсорной сферы

Разминка

Упражнение «Нарисуй фигуры»

Упражнение «Дорисуй недостающие фигуры»

Упражнение «Найди и вычеркни»

Упражнение «Дорисуй лица»

Упражнение «Магические треугольники»

Упражнение « Соедини слова»

Упражнение «Определи шифр»

Упражнение «Найди общее»

Графический диктант

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

14.

Развитие логического мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное). Развитие внимания, воображения, развитие сенсорной сферы

Разминка

Упражнение «Рассмотри картинки и напиши»

Упражнение «Дорисуй из треугольников»

Упражнение «Дорисуй из овалов»

Упражнение « Найди предметы»

Упражнение «Заверши рисунки»

Упражнение «Нарисуй лицо человека»

Упражнение «Соедини точки»

Упражнение « Нарисуй по точкам»

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

15.

Развитие мышления, внимания, воображения, сенсорной сферы

Разминка

Упражнение «Подумай и укажи»

Упражнение «В каком порядке»

Упражнение «Раскрась»

Упражнение « Составь слова»

Упражнение « Отгадай зашифрованное слово»

Упражнение « Магический квадрат»

Упражнение «Напиши названия цветов»

Упражнение «Подпиши»

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

16.

Развитие внимания, логического мышления, речи, сенсорной сферы

Разминка

Упражнение «Прочитай зашифрованные слова»

Упражнение «Выполни по образцу»

Упражнение «Раскрась»

Упражнение «Найди непохожее»

Упражнение «Переставь буквы»

Упражнение «Впиши недостающие слова»

Упражнение « Помоги ослику добраться»

графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

17.

Развитие вербально-логического мышления, развивать умения самостоятельно работать в заданном темпе, умения оценивать свою работу, умения ориентироваться. Развитие внимания, воображения, речи.

Разминка

Упражнение «Подумай и напиши»

Упражнение « Прочитай»

Упражнение «Определи»

Упражнение « Найди отличия»

Упражнение «Прочитай спрятанную пословицу»

Упражнение «Раскрась одинаковое»

Упражнение «Расшифруй слова»

Упражнение «Магические квадраты»

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

18.

Развитие внимания, воображения, мышления, сенсорных способностей

Разминка

Упражнение «Раскрась»

Упражнение «Подумай и напиши»

Упражнение «Найди слова в слове и запиши»

Упражнение « Заполни клетки таблицы»

Упражнение «Найди нитку»

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

19.

Развитие мышления, слухового внимания, зрительной памяти, воображения, сенсорных способностей

Разминка

Упражнение» «Запомни и нарисуй»

Упражнение «Дорисуй»

Упражнение «Зарисуй быстро»

Упражнение « Помоги найти дорогу»

Упражнение «Найди закономерность»

Упражнение « Составь слова»

Упражнение « Прочитай и выпиши»

Упражнение «Разгадай кроссворд»

Графический диктант
Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

20.

Развитие вербально-логического мышления, умения устанавливать закономерности, обобщать, рассуждать. Развитие внимания, сенсорных способностей

Разминка

Упражнение « Впиши номер»

Упражнение «Впиши в пустой квадрат»

 Упражнение «Нарисуй одновременно»

Упражнение «Учись рассуждать»

Упражнение «Назови обобщающим словом»

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

21.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

Разминка

Упражнения на совершенствования воображения

Упражнения на логически-поисковые задания

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

22.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Разминка

Упражнения на развитие логического мышления

Упражнения на логически-поисковые задания

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

23.

Развитие концентрации внимания, развитие мышления.

Разминка

Упражнения на развитие концентрации внимания

Упражнения на логически-поисковые задания

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

24.

Тренировка внимания, развитие мышления.

Разминка

Упражнения на тренировку внимания

Упражнения на логически-поисковые задания

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

25.

Тренировка слуховой памяти, развитие мышления.

Разминка

Упражнения на развитие слуховой памяти

Упражнения на логически-поисковые задания

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

26.

Тренировка зрительной памяти, развитие мышления.

Разминка

Упражнения на тренировку зрительной памяти

Упражнения на логически-поисковые задания

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

27.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Разминка

Упражнения на обучение поиску закономерностей

Упражнения на логически-поисковые задания Графический диктант

Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

28.

Совершенствование воображения.

Разминка

Упражнения на совершенствование воображения

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

29.

Развитие логического мышления, совершенствование мыслительных операций.

Разминка

Упражнения на развитие логического мышления

Графический диктант

Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

30.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Диагностика.

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

 

Список литературы:

1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях., часть 1 и 2/О.А. Холодова. – 7-е, перераб.- М.: Издательство РОСТ. – 56 с.

 

 

Содержание тем коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ 9-10 лет

Наименование проводимой работы

Упражнения

Кол-во часов

Примечание

 

1.        

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Разминка

Выявление уровня развития познавательных процессов

Анализ работы

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

2.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Разминка.

Развитие концентрации внимания – игры на внимание

логически-поисковые задания (анаграмма)

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

3.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Разминка.

Игры на внимание

Закономерности

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

4.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Разминка.

Упражнения на тренировку слухового внимания

Логически-поисковые задания

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

5.

Тренировка зрительной памяти, совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Разминка

Упражнения на тренировку зрительной памяти

Логические задачки

Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

6.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Разминка

Поиск закономерностей

Упражнение на внимание

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

7.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

Разминка

Упражнения на развитие воображения

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

8.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Разминка

Игры для развития быстроты реакции

упражнения для развития логического мышления

Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

9.

Развитие концентрации внимания, логического мышления

Разминка

упражнения на развитие концентрации внимания

Упражнение на развитие логического мышления

Рефлексия

 

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

10.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Разминка

Упражнения на тренировку внимания

Упражнения на развитие логического мышления

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

11.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Разминка

Упражнения на тренировку слухового внимания

 упражнения на развитие логического мышления

 Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

12.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Разминка

упражнение на тренировку зрительной памяти

упражнения на развитие логического мышления

Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

13.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Разминка

Упражнения на развитие внимания, логического мышления

Графический диктант

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

14.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Разминка

игры и упражнения для совершенствования воображения

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

15.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций

Разминка

упражнения на развитие пространственного воображения

упражнения для развития логического мышления

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

16.

Развитие концентрации внимания, логического мышления, речи

Разминка

Упражнения на развитие концентрации внимания

Упражнения на логическое мышление

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

17.

Тренировка внимания.

Разминка

Упражнения на тренировку внимания

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

18.

Тренировка слуховой памяти

Разминка

Упражнения на тренировку слуховой памяти

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

19.

Тренировка зрительной памяти.

Разминка

Упражнения на тренировку зрительной памяти


Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

20.

Развитие вербально-логического мышления, умения устанавливать закономерности, обобщать, рассуждать.

Разминка

Упражнения на развитие логического мышления

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

21.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления

Разминка

Упражнения на развитие воображения

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

22.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Разминка

Упражнения на развитие быстроты реакции

Упражнения на развитие логического мышления

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

23.

Развитие концентрации внимания, развитие мышления.

Разминка

Упражнения на тренировку внимания

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

24.

Тренировка внимания, развитие мышления.

Разминка

Упражнения на тренировку внимания

Упражнения на логически-поисковые задания

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

25.

Тренировка слуховой памяти, развитие мышления.

Разминка

Упражнения на развитие слуховой памяти

Упражнения на логически-поисковые задания

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

26.

Тренировка зрительной памяти, развитие мышления.

Разминка

Упражнения на тренировку зрительной памяти

Упражнения на логически-поисковые задания

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

27.

Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Разминка

Упражнения на обучение поиску закономерностей

Упражнения на логически-поисковые задания Графический диктант

Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

28.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Разминка

Упражнения на совершенствование воображения

Графический диктант

Рефлексия

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

29.

Развитие быстроты реакции, совершенствование мыслительных операций.

Разминка

Упражнения на развитие логического мышления

Графический диктант

Рефлексия

 

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

30.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Диагностика.

1

Мозговая гимнастика

(1-2 мин)

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 мин)

 

 

Список литературы:

1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (2 класс): Рабочие тетради в 2-х частях., часть 1 и 2/О.А. Холодова. – 7-е, перераб.- М.: Издательство РОСТ

 


 

Содержание тем коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ 9-11 лет

 

 

 

 

Наименование занятий

 

Содержание занятий

 

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

1.

Развитие вербально-логического мышления, внимания, моторной координации, пространственного воображения, образного мышления.

Разминка. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

«Проведи аналогию»

«Шифровальщик»

«Составь анаграмму»

«Дорисуй по клеточкам»

Рефлексия.

2.

Развитие  вербально-логического мышления, умения обобщать, анализировать, развитие зрительно-моторной координации, пространственного воображения

Разминка. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

«Вставь недостающее слово»

«Найди лишнее слово»

«Найди слова в слове»

«Потренируй память»

Рефлексия.

3.

Развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями, умению обобщать, анализировать, сопоставлять. Развитие  мелкой моторики, зрительно-моторной координации,  образного мышления.

Разминка.

Упражнение на развитие внимания.

«Проведи аналогию»

«Шифровальщик»

«Развивай внимание»

«Дорисуй по клеточкам»

Рефлексия.

4.

Развитие вербально-логического мышления, умения обобщать, анализировать, сопоставлять. Развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти.

Разминка.

Упражнение на развитие смысловой догадки.

«Потренируй логическое мышление»

«Развивай внимание»

«Найди слова в слове»

«Нарисуй фигуру по клеточкам»

Рефлексия.

5.

Развитие вербально-логического мышления - способность к классификации, абстрагированию. Развитие зрительно-моторной координации.

Разминка. Упражнение на развитие памяти.

«Найди общее название»

«Развивай внимание»

«Найди все слова в строчках»

«Дорисуй по клеточкам»

Рефлексия.

6.

Развитие вербально-логического мышления – умению обобщать, анализировать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать связи между понятиями.

Разминка.

Упражнение на развитие внимания.

«Проведи аналогию»

«Найди лишнее слово»

«Развивай быстроту реакции»

«Развивай внимание»

Рефлексия.

7.

Развитие вербально-логического мышления – умению  устанавливать связи между понятиями, обобщать, анализировать, сопоставлять, классифицировать. Развитие зрительно-моторной координации,внимания.

Разминка.

Упражнение на развитие смысловой догадки.

«Тренируй внимание»

«Найди лишнее слово»

«Тренируй внимание»

«Развивай быстроту реакции»

Рефлексия.

8.

Развитие вербально-логического  мышления- умения устанавливать связи между понятиями, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Разминка.

 

«Проведи аналогию»

«Найди общее название»

«Получи новое слово»

«Тренируй память»

Рефлексия.

9.

Развитие вербально-логического мышления, умения устанавливать связи между понятиями, анализировать, сопоставлять. Развитие пространственного воображения, внимания, памяти.

Разминка.

«Объедини слова по смыслу»

«Найди общее название»

«Развивай логическое мышление»

«Развивай внимание»

Рефлексия.

10.

Развитие вербально-логического мышления,  как способность к классификации, абстрагированию, умения устанавливать связи между понятиями. Развитие внимания.

Разминка.

«Восстанови слова»

«Найди лишнее слово»

«Проведи аналогию»

«Посмотри и запомни»

Рефлексия.

11.

Развитие вербально-логического мышления,  как способность к классификации, абстрагированию, умению устанавливать связи между понятиями. Развитие пространственного воображения, умения ориентироваться на листе в клеточку.

Разминка.

«Восстанови рассказ»

«Найди все слова в строчках»

«Развивай внимание»

«Выбери два главных слова»

Рефлексия.

12.

Развитие вербально-логического мышления,  как способность к классификации, абстрагированию, умению устанавливать связи между понятиями.

Разминка.

«Найди лишнее словосочетание»

«Тренируй логическое мышление»

«Дорисуй по клеточкам»

«Вставь по аналогии»

Рефлексия.

13.

Развитие вербально-логического  мышления- умения устанавливать связи между понятиями, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Разминка.

«Составь пропорции»

«Расшифруй предложения»

«Развивай логическое мышление»

«Дорисуй по клеточкам»

Рефлексия.

14.

Развитие вербально-логического мышления,  как способность к классификации, абстрагированию, умению устанавливать связи между понятиями. Развитие моторной координации.

Разминка.

«Найди лишнее словосочетание»

«Вставь букву»

«Найди все слова в строчках»

«Дорисуй по клеточкам»

Рефлексия.

15.

Развитие вербально-логического  мышления- умения устанавливать связи между понятиями, образного мышления, внимания, памяти, воображения

Разминка.

«Составь слова»

«Восстанови слова»

«Найди лишнее слово»

«Тренируй внимание»

Рефлексия.

16.

Развитие вербально-логического мышления,  как способность к классификации, абстрагированию, умению устанавливать связи между понятиями. Развитие внимания, наблюдательности.

Разминка.

«Составь анаграмму»

«Нарисуй по клеточкам»

«Шифровальщик»

«Соедини половинки слов»

Рефлексия.

17.

Развитие вербально-логического мышления,  как способность к классификации, абстрагированию, умению устанавливать связи между понятиями.

Разминка.

«Составь слова»

«Проведи аналогию»

«Нарисуй по клеточкам»

«Закончи предложение»

 

Рефлексия.

18.

Развитие вербально-логического мышления,  как способность к классификации, абстрагированию, умению устанавливать связи между понятиями. Развитие пространственного воображения.

Разминка.

«Восстанови слова»

«Найди лишнее  слово»

«Соедини половинки слов»

«Нарисуй по клеточкам»

Рефлексия.

19.

Развитие внимания, ассоциативной памяти. Развитие вербально-логического мышления, способности к абстрагированию.

Разминка.

«Проведи аналогию»

«Восстанови рассказ»

«Выбери два главных слова»

«Нарисуй по клеточкам»

Рефлексия.

20.

Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять, развитие внимания, наблюдательности.

Разминка.

«Составь пропоции»

«Составь слова»

«Из двух слов составь одно»

«Нарисуй по клеточкам»

Рефлексия.

21.

Развитие вербально-логического мышления, способности к абстрагированию, классификации. Развитие внимания, пространственного воображения.

Разминка.

«Развивай логическое мышление»

«Продолжи числовой ряд»

«Найди лишнее слово»

«Нарисуй по клеточкам»

Рефлексия.

22.

Развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Развитие памяти.  Умение ориентироваться на листе в клеточку.

Разминка.

«Развивай зрительную память»

«Найди общее название»

«Восстанови рассказ»

«Нарисуй по клеточкам»

Рефлексия.

23.

Развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Развитие зрительно-моторной координации, пространственного воображения.

Разминка.

«Получи новое слово»

«Проведи аналогию»

«Развивай зрительную память»

«Исправь ошибки»

Рефлексия.

24.

Развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Развитие внимания,  памяти.

Разминка.

«Проведи аналогию»

«Развивай зрительную память»

«Развивай логическое мышление»

«Нарисуй по клеточкам»

Рефлексия.

25.

Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять. Развитие внимания, наблюдательности, зрительно-моторной координации.

Разминка.

«Составь пропорции»

«Найди лишнее слово»

«Нарисуй по клеточкам»

«Вставь недостающее слово»

Рефлексия.

26.

Развитие вербально-логического мышления- способности к абстрагированию, классификации. Развитие внимания, ассоциативной памяти.

Разминка.

«Найди слова в слове»

«Тренируй логическое мышление»

«Развивай внимание»

«Нарисуй по клеточкам»

Рефлексия.

27.

Развитие вербально-логического мышления- способности к абстрагированию, классификации, умения устанавливать связи между понятиями. Развитие воображения.

Разминка.

«Проведи аналогию»

«Развивай логическое мышление»

«Метаграммы»

«Развивай зрительную память»

Рефлексия.

28.

Развитие вербально-логического мышления- способности к абстрагированию, классификации, умения устанавливать связи между понятиями. Развитие внимания, ассоциативной памяти.

Разминка.

«Двойные значения»

«Найди общее название»

«Найди лишнее слово»

«Тренируй внимание»

Рефлексия.

29.

Развитие вербально-логического мышления- способности к абстрагированию, классификации, умения устанавливать связи между понятиями. Развитие внимания, наблюдательности.

Разминка.

«Развивай логическое мышление»

«Найди лишнее слово»

«Соедини половинки слов»

«Нарисуй такую же фигуру»

Рефлексия.

30.

Развитие вербально-логического мышления- способности к абстрагированию, классификации, умения устанавливать связи между понятиями.

Разминка.

«Развивай ассоциативное мышление»

«Развивай быстроту реакции»

«Нарисуй по клеточкам»

«Составь слова»

Рефлексия.

 

Список литературы:

1. Е.В. Языканова. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс, 7-е изд., переработанное  и доп. - М.: Издательство «Экзамен»,2013.- 125 [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

 


 

Содержание коррекционно-развивающих занятий для обучающихся

с трудностями в обучении и общении

Наименование проводимой работы

Упражнения

Кол-во часов

Примечание

 

1.        

Общение в жизни человека

Разминка

Тест «Коэффициент моей общительности»

Тест-игра « С тобой приятно общаться»

Упражнение «Горячий стул»

Рефлексия

1

 

2.

Зачем нужно знать себя?

Разминка

Упражнение «Цвет настроения»

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Обсуждение домашнего задания

Рефлексия

1

Д/з  Рисунок « Я в лучах солнца»

3.

Я глазами  других

Разминка

Методика «Твое имя»

Игра «Ассоциации»

рефлексия

1

Д/з «Закончи предложение»

4.

Самооценка

Разминка

Методика Самооценка

Дискуссия «Самое-самое»

Методика «Моя вселенная»

Рефлексия

1

Д\з  «Проследи за своим настроением в течение недели»

5.

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Обсуждение понятия «Эмоции»

Игра «Угадай эмоцию»

Игра «Назови эмоцию»

Упражнение « Поставь балл эмоции»

Рефлексия

1

Д/з «Наблюдение за своим поведением в разных ситуациях общения»

6.

Ярмарка достоинств

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Игра «Ярмарка достоинств»

Упражнение «Верх по радуге»

Рефлексия

 

1

Д\з «Какие люди мне нравятся. И с кем бы я хотел дружить»

7.

Ищу друга

Разминка

Обсуждение домашнего задания

«Допиши предложение»

Объявление «Ищу друга»

Рефлексия

1

Д/з «Нарисовать три портрета»

8.

Почему люди ссорятся?

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Игра «Разожми кулак»

Игра « Толкалки без слов»

Игра « Да и нет»

Обучение выходу из конфликта

Рефлексия

 

1

Д/з «Подумай над высказыванием

9.

Барьеры общения

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Обсуждение вербальных барьеров общения

Рефлексия

1

Д/з «Зафиксировать хотя бы одну ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт»

10.

Предотвращение конфликтов

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Игра «Перетягивание каната»

Отработка навыков предотвращения конфликтов

Игра « Петухи»

Тест «Конфликтный ли ты человек»

Рефлексия

1

Д/з « Сравнить два понятия слышать и слушать»

11.

Учимся слушать друг друга

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Тест «Умеете ли вы слушать»

Игра «Испорченный телефон»

Игра «Пойми меня»

Рефлексия

1

Д/з « С кем мне нравится общаться?»

12.

Уверенное и неуверенное поведение

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Игра «Зубы и мясо»

Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях»

Игра «Вопрос-ответ»

Игра «Поводырь»

Рефлексия

 

1

д/з проследить за тем, как слушают вас окружающие, и проверьте, как слушаете их вы

13.

Нужна ли агрессия?

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Притча о змее

 Упражнение «Выставка»

Рефлексия

1

 

14.

Пойми меня

Разминка

Обсуждение домашнего задания

 Игра-шутка «Пойми меня»

Рефлексия

1

Д\з проанализировать свои трудности

15.

Мои проблемы

Разминка

Игра «Диалог со своим мозгом»

Схема решения проблемы

Упражнение с шарами

Рефлексия

1

Д/з «Закончи предложение»

16.

Обиды

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Рисование обиды

Рефлексия

1

Д/з  Пронаблюдать за окружающими и за собой

17.

Критика

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Игра с мячом «Что звучит обидно?»

Упражнение на «Я-сообщение»

Рефлексия

1

Д\з потренироваться выражать свое мнение с помощью Я-сообщения

18.

Комплименты или лесть?

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Чтение рассказа Чехова «Симулянты»

Упражнение «Скажи комплимент»

Рефлексия

1

Д\з  Составить список достоинств

 

19.

 Груз привычек

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Упражнение «Обмен комплиментами»

Релаксация «Верх по радуге»

Рефлексия

1

Д\з

20.

 Азбука перемен

Разминка

Обсуждение домашнего задания

упражнение «Составляем азбуку перемен»

Рисунок « Нарисуем жизнь»

Игра « Я бросаю тебе мяч»

Рефлексия

1

Д/з

21.

Вежливость

Разминка

 Обсуждение домашнего задания

Упражнение «Добрые слова для каждого»

Рефлексия

1

Д/з

22.

Зачем нужен этикет?

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Презентация книг об этикете

Рефлексия

1

Д/з Подготовиться к теме «Правила приветствия»

23.

Приветствия

Разминка

Обсуждение домашнего задания

 Игра «Обмен приветствиями»

Работа по карточкам

Рефлексия

1

Д\з подумать и записать правила ведения беседы

24.

Умение вести беседу

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Игра-разминка «Поговорим»

Рефлексия

1

Д\з подготовиться к занятию «Телефонный разговор»

25.

 Телефонный разговор

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Игра «Поговорим»

Рефлексия

1

Д\з подумать о правилах посещения театра

26.

В театре

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Игра «Идем в театр»

Рефлексия

1

Д/з правила посещения гостей

27.

Принимаем гостей. Заключительное занятие. Подведение итогов.

Разминка

Обсуждение домашнего задания

Упражнение «Сервируем стол» (рисунок)

Ответь на вопросы «Поведение за столом»

Рефлексия

1

 

 

Литература.

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. ваш беспокойный ребенок: Практическое руководство для отчаившихся родителей. М., 1991

2. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 1995

3. Дубинская В.В., Баскакова З.Л. Мой мир. Курс социальной поддержки учащихся старших классов. М., 1997

4. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев., 1997

5. Кривцова С.В, Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Мю, 1997.

6. Как-Калик В.А. Грамматика общения, М., 1995.

7. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы./под редакцией Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой, СПб., 2000

8. Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4-6 классов. Киев., 1994

9. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 1997

10. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М.,1994

11. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1995

12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (1-4 ч) М., 1998

13. Я в мире людей. \Под ред.Б.П. Битинаса. М., 1997

 

Дата последнего обновления страницы 19.08.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»